Советы психолога

О проблемах в общении со сверстниками

 

Подготовка к школе непременно должна включать в себя помимо изучения букв, цифр, вопросов из раздела общих знаний, усвоение навыков социального взаимодействия.

 

 

Вхождение ребенка в общество в наши дни происходит довольно рано. Уже к 4-5 годам дети, как правило, начинают посещать детские сады, всевозможные кружки и студии и прочие дошкольные учреждения. Здесь ребенок впервые сталкивается с тем, что ему приходится общаться со сверстниками. Кто-то воспринимает эту новую форму взаимоотношений легко, а для кого-то контакты с детьми О проблемах в общениисвоего возраста становятся настоящей проблемой.

Беспокойство родителей по поводу того, сможет ли их ребенок найти общий язык со сверстниками, вполне оправдано. В дошкольном возрасте этот аспект жизни ребенка важен не только в качестве условия сохранения душевного равновесия, но и как необходимое условие здорового развития личности. Кроме того, ребенок не способный к социальному взаимодействию будет, несомненно, испытывать сложности, когда пойдет в школу.

Чтобы помочь ребенку избежать проблем, связанных с общением, следует заранее подготовить его. Причем важно уделять внимание не только тому, легко ли ребенок может завязать знакомство, вступить в контакт с незнакомым человеком, но и тому умеет ли он поддерживать беседу, регулировать свое поведение не только собственными прихотями, а учитывая пожелания собеседника, сопереживать другому человеку, использовать мимику и жесты для выражения своей мысли.

Как правило, еще до того, как ребенок начнет общаться с другими детьми, можно сказать, возникнут ли у него трудности в налаживании контакта с ними. Неспособность к поддержанию контакта по тем или иным причинам неизбежно придет к тому, что у ребенка возникнут трудности в общении со сверстниками, поэтому родителям следует заранее заняться развитием коммуникативных способностей ребенка.

Особенно внимательно следует отнестись к вопросу общения родителям детей, имеющих физические отклонения во внешности или же нарушения речевой функции. Недостатки, которые заметны окружающим, могут стать для ребенка непреодолимым барьером в общении со сверстниками. Это особенно важно для дошкольника, потому что дети в этом возрасте, как правило, довольно непосредственны и прямы и могут задеть собеседника, даже не подозревая об этом. Если ребенок в самом начале своего вхождения в общество почувствует себя ущербным, это чувство может остаться с ним на всю жизнь и повлечь за собой неуверенность в себе, острое переживание одиночества, заниженную самооценку, неспособность добиваться своего в работе и личном общении. И, в конце концов, основой жизненной позиции может стать жалость или ненависть к самому себе. И то, и другое по своей психологической природе разрушительно для личности.

Помимо физических недостатков часто проблемы в общении возникают у агрессивных, конфликтных детей, или же, наоборот –  у слишком застенчивых, замкнутых и неуверенных.

Подготовка к школе непременно должна включать в себя помимо изучения букв, цифр, вопросов из раздела общих знаний, усвоение навыков социального взаимодействия.

Родители должны помнить, что если они не научат своего ребенка грамотно общаться с детства, эта проблема будет сопровождать его всю жизнь.




Десять главных заповедей удачника


1. Всегда и везде жди от себя только приятностей (больших и маленьких).
 
2. Если на тебя неожиданно свалился неуспех, сделай все, чтобы его не замечать, или, уж если это совсем невозможно, убеждай себя и всех вокруг, что это, конечно же, случайно, по ошибке и скоро кончится. И вообще, любой неуспех — верная примета того, что скоро придет  успех!
 
3. Не бойся быть непоследовательным и непринципиальным. Не стесняйся менять свои решения и отступать от своих принципов. Исходя из мысли о том, что мир (и мы) постоянно меняемся, было бы глупо придерживаться принципов человека, которым мы уже не являемся.

4. Из двух лучших выбирай оба, слушай советы других и поступай так, как чувствует сердце, действуй напролом или как придется, или все обдумав, или — как будешь считать нужным. И наблюдай за тем, что в действительности происходит.
 
5. Не стесняйся возможностей проверить себя, свои способности. Используй для этого трудные ситуации.
 
6. Со страстью заниматься коллекционированием побед и удач, даже самых крохотных. Холь и лелей каждую, ни об одной не забывай. Относись к каждой из них, как к своему личному достоянию.

7. Отправь на пенсию поиск самооправдания и того, на кого можно свалить вину. Во всех случаях задавай вопрос «К чему эта хорошая примета?» и «Что бы еще такого волшебного сделать?»
 
8. Относись ко всему как можно легче. Не позволяй себе серьезного взгляда на вещи.
 
9. Рассматривай каждый успех как окончательную победу, которая окажет решающее влияние на всю дальнейшую жизнь.
 
10. Культивируй любовь к себе!

 

И оставайся удачником до конца своих дней!



ОСОБЕННОСТИ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ К ШКОЛЕ

Существует три переломных момента, которые ребенок проходит в процессе обучения в школе: это поступление в первый класс, переход из начальной школы в среднюю (5 кл) и переход из средней в старшую (10 кл). Итак, на что нужно обратить внимание.

Переход из начальной школы в среднюю – это второй кризисный этап в школьной жизни. Именно этот период (10-14 лет) считается одним из самых беспокойных в воспитании.

В чем особенность адаптации этого момента?

Наиболее сложным для 5-классника является переход от одного, привычного учителя, к взаимодействию с несколькими предметниками. Ломаются привычные стереотипы, самооценка ребенка - ведь теперь его будет оценивать не один педагог, а несколько. Хорошо, если действия учителей согласованы и детям будет несложно привыкнуть к новой системе взаимоотношений, к разнообразию требований по разным предметам. Поэтому задача  на данном этапе – познакомиться со всеми учителями, которые будут работать в вашем классе, попытаться вникнуть в тот круг вопросов, которые могут вызвать затруднения как в учебной, так и во внеучебной деятельности. Чем больше информации вы получите на этом этапе, тем легче вам будет.

Какие "плюсы" несет в себе переход из начальной школы в среднюю? Что дает в психологическом плане это развитию личности ребенка? Прежде всего - дети узнают свои сильные и слабые стороны, учатся смотреть на себя глазами разных людей, гибко перестраивать свое поведение в зависимости от ситуации и человека, с которым общаются.

В то же время основной опасностью данного периода является фактор изменения личностного смысла учения, постепенное снижение интереса к учебной деятельности. Многие родители жалуются на то, что ребенок не хочет учиться, что он "скатился" на "тройки" и его ничего не волнует. Волнует, да еще и как! Но – действительно, не учеба. Подростковый возраст связан, прежде всего, с интенсивным расширением контактов, с обретением своего "Я" в социальном плане, дети осваивают окружающую действительность ЗА порогом класса и школы. А потому задача родителей - помочь в этом сложном деле. Хорошо бы больше знакомиться с друзьями вашего ребенка, приглашать их в дом, интересоваться увлечениями и ценностями подростков. В этом возрасте в классах обычно формируются отдельные группки по интересам. К какой из них тянется ваш ребенок? Почему?

Именно в этот период (а переход из начальной школы в среднюю подходит как нельзя лучше!) хорошо бы так спланировать свободное время подростка, чтобы у него не осталось времени на "глупости" и бесцельное времяпрепровождение. Постарайтесь ВМЕСТЕ подумать, какие кружки (или студии, факультативы) хотел бы посещать ребенок, кто из друзей мог бы составить ему компанию.

Таким образом, резюмируя, отмечу, что успешность прохождения образовательной траектории ребенка напрямую зависит от того, каким способом родители и другие члены семьи помогают ему в этом важном деле. И мы надеемся, что знание некоторых "тонких моментов" в оказании подобной поддержки существенно облегчит жизнь и вам, и вашим детям.




                                                                                                                                            ...ребенок не хочет учиться

                                                                                                                                                           7.jpg

Как это ни странно звучит, все чаще и чаще можно встретить семьи, в которых дети не просто не хотят учиться, а вообще по несколько лет не ходят в школу. И совсем не потому, что у них трудное детство, нет возможности или условий. Как раз родители таких детей очень хотят, чтобы дети учились, создают все условия, чтобы они могли заниматься, но дорогие дети сначала делают вид, что уходят в школу, но туда не доходят, а потом, когда обман раскрывается, вообще перестают даже делать вид, что учатся.

Что они делают дома? А ничего, с точки зрения своих родителей, даже посуду за собой помыть не могут. Смотрят телевизор, слушают музыку, играют с домашними животными, иногда ходят погулять, но какого-либо дела, которым они были бы увлечены, не существует. Видимых причин, чтобы не учиться, тоже нет: умственные способности нормальные, отношения с одноклассниками хорошие. На уговоры родителей пойти в школу реагируют вопросом: «А зачем?». Многих пап и мам такой вопрос ставит в тупик, что они только ни делают: пытаются говорить по душам, переводят в другую школу, наказывают физически, лишают карманных денег и удовольствий, нанимают репетиторов, перестают разговаривать, а результат — напряженные отношения в семье и еще более замкнутый в себе ребенок.

«Что делать?» — главный вопрос таких родителей. Но прежде, давайте попробуем разобраться, «почему?» А ответ прост — виной всему лень! Но не надо смотреть на это явление, как на ерунду. На деле, лень — очень серьезная причина, и бывает она разная.

Что такое лень? В словаре Ожегова: «лень» — это «отсутствие желания действовать, работать, любовь к безделью», у Даля — «неохота работать, отвращение от труда, от дела, занятий, наклонность к праздности, к тунеядству». Для большинства людей лень — это что-то нехорошее, заслуживающее презрения, или просто блажь, к которой не надо относиться серьезно. И бороться с ней очень просто: надо себя заставить. Но в том-то и дело, что, когда лень, то и заставить себя лень. Получается замкнутый круг.

В психологии под ленью чаще всего понимают отсутствие мотивации. Проще говоря, смысла ходить в школу нет, нет интереса, нет стимула. Вот дети и спрашивают родителей: «А зачем?» И что вы, дорогие родители, отвечаете?

·         Чтобы иметь профессию, чтобы много зарабатывать, чтобы хорошо жить и т.д. А дети видят: для того чтобы хорошо жить, совсем не обязательно быть с образованием, и родители подчас самый наглядный тому пример — неплохо зарабатывают без высшего образования, или, имея за плечами институт, еле сводят концы с концами.

·         Чтобы тебя уважали, ценили, чтобы реализоваться, чтобы приносить пользу людям (Родине). Если ребенку 10-12 лет, то для него это далеко, а пока его ценят и уважают сверстники совсем за другие заслуги (что, кстати, естественно).

Чтобы было интересно, потому что учиться, узнавать что-то новое — это здорово. А вашему ребенку не интересно, ведь он никогда не учился из интереса, всегда была программа, по которой надо было «овладевать знаниями и навыками». В садике, когда формируется интерес к познанию и творчеству, он делал на занятиях то, что было определено воспитателем, и только тогда, когда это было определено воспитателем. А совсем не то, что хотела его душа, и что ему было в данный момент интересно. Возможно, дома с его интересами тоже не часто считались: попытка самостоятельно починить телевизор или пожарить яичницу, а тем более устроить мастерскую из старого хлама вызывала часто бурное недовольство или молчаливое осуждение родителей.

А главное — он не видел, как познают, как трудятся его папа и мама, он не видел по-настоящему увлеченных родителей — не телевизором, не чтением детектива или любовного романа, а увлеченных узнаванием нового. Может быть, ваш ребенок просто не знает, что трудиться можно с радостью и интересом. Даже если вы по-настоящему увлечены своей работой, на работе он вас не видит, а дома вы либо с усталостью и по необходимости делаете домашние дела, либо сидите перед телевизором. Многие могут возразить: «Что же, выходит, все надо делать только с интересом, только с удовольствием? Ведь временами надо и напрячься, и сделать через силу». Да, конечно, напрячься иногда необходимо, но только иногда, потому что, если напрягаться постоянно, то можно плавно впасть в депрессию и потерять интерес вообще к чему-либо, даже телевизору.

Наверное, есть еще много разных доводов у родителей, но, когда все слова сказаны, начинаются репрессии, то есть родители переходят от позитивной мотивации к негативным стимулам. Причем родители, помня себя в детстве, знают, что на них эти методы действовали хорошо, но мы — другие родители, чем наши папы и мамы, а наши дети — другие дети.

Угрозы не пустить гулять? А он поворачивается и уходит. Не дали денег? Так он сам взял или украл, а будете сильно «доставать», так и вообще уйдет из дома. В общем, чем сильнее давят родители, тем больше и больше пропасть между ними и ребенком. В ответ на физическую расправу современный ребенок говорит: «В суд подам, право не имеешь меня бить». И, в общем-то, он прав.

Но существует еще один важный аспект лени. Отсутствие мотивации (лень) может быть и от усталости, глобальной хронической усталости. Усталость бывает физическая, интеллектуальная и эмоциональная. Проще всего с физической: поспал, полежал, расслабился, и опять готов бежать, делать, желать. При здоровом сне, нормальном питании и умеренных физических нагрузках человек быстро приходит в норму. Но наши дети чаще страдают не от физических, а от интеллектуальных и эмоциональных перегрузок.
                                                                                                                         
15.jpg

Родителям очень хочется, чтобы ребенок был лучшим, чтобы он многого достиг, да и ребенок тоже бывает честолюбив. Его отдают в школу с максимальной нагрузкой, но не каждый ученик обладает такими интеллектуальными способностями, чтобы освоить самую сложную и объемную программу. И совсем не потому, что он глуп, просто у нас у всех разный объем памяти, разные скорости мыслительных процессов и т.д.

И это надо просто принять. Как мы принимаем рост, цвет глаз или волос. Не стоит насиловать природу, ведь тогда к интеллектуальной перегрузке добавляется постоянное эмоциональное напряжение. «Я не успешный, не оправдываю ожиданий родителей, другие лучше меня» — высокие амбиции плюс низкая самооценка, и тут появляется ощущение, что таким, какой я есть, меня не любят, а значит, я плохой.

И происходит душевный срыв: ребенок уже ничего не может запомнить, не в состоянии сделать даже самые элементарные задания, теряет интерес ко всему и перестает что-либо делать вообще. Накопленной усталости так много, что даже недели безделья не хватит, чтобы до конца отдохнуть. А дальше все как снежный ком, и главное — появляется страх неуспешности, страх ошибки, страх не оправдать ожидания. Если вы не хотите потерять душевное здоровье своего ребенка, то как можно скорее снимите с него безумные нагрузки, примите тот факт, что нет в нем сверх способностей. Он талантливый, уникальный, неповторимый, он может быть успешен, реализован, и может прожить счастливую жизнь, но не ставьте для него сверхзадач. Переведите его в школу с менее жесткой системой обучения.

Не надо забывать, что проблема также может быть вовсе не в усталости или лени, а во взаимоотношениях с учителями или одноклассниками, а, может быть, и с вами, дорогие родители. И то, что ваше чадо не ходит в школу, — это протест. Если самим не удается разобраться в этих сложностях, то не тяните время — идите к хорошему психологу. Особенно, если вы заметили, что у вашего сына или дочери заниженная самооценка, нет веры в свои силы или он относится к себе, как к «плохому».

Итак, что же делать, если проблем с общением в школе нет, и ребенок не учится именно потому, что ему неинтересно?

Самое трудное — принять это как данность и перестать бороться со своим ребенком, то есть отнестись к этому серьезно и осознать, что ему нужна помощь. Он должен почувствовать, что вы принимаете его таким, хотя вам, конечно, это не нравится, но вы его все равно любите и готовы ему помогать. Постарайтесь, чтобы между вами была душевная близость, и перестаньте обсуждать эту проблему с соседями и знакомыми по телефону. Помочь ребенку осознать, что у него есть проблема, и что ему нужна помощь. Если он готов идти к психологу, — ведите, но не заставляйте, не шантажируйте. Разобраться со своими собственными увлечениями и интересами. Посмотрите на своего ребенка, как на свое отражение в кривом зеркале, которое, конечно, преувеличивает недостатки, но не придумывает их. А вы чем увлечены, какие у вас интересы, кроме домашних проблем и сериалов? Попробуйте возродить свои увлечения или найдите новые. Но не навязывайте сыну или дочери того, что интересно вам, и пусть он видит, слышит и чувствует вашу увлеченность. Только это должно быть очень искренне. Если у вашего ребенка появляется хоть какое-то увлечение, даже не очень серьезное на ваш взгляд, не торопитесь говорить «нет», подсмеиваться, но и не торопитесь кидаться с помощью и советами, делая тут же этот интерес семейным достоянием. Относитесь к желаниям и интересам своих детей с уважением. Начинайте отдавать ответственность за жизнь ребенка ему самому: перестаньте его все время контролировать, выдавать ценные указания, и главное — принимать за него решения. Для многих родителей это самое сложное, потому что надо перестать относиться к ребенку, как к своей части, как к своему продолжению. Иногда без помощи профессионального психолога здесь бывает не обойтись.





Школа без стрессов

 

Первые дни в школе и родители каждый день с нетерпением и волнением ожидают домой свое чадо. Спрашивают его о пройденном, новых друзьях, об играх на переменке, о новых впечатлениях…

Отпустив ребенка во взрослый мир школы, мы беспокоимся и стараемся следить за всем, что касается его жизни вдали от нас. Да, трудностей в учебе хватает, и ребенок должен уметь их преодолевать, развивая тем самым свою силу воли, но и в наших силах ему помочь их преодолеть!

Учеба в радость

 

         Одно из самых сложных для освоения занятий для школьника начальных классов – письмо.

         Причем непосредственно написание букв, слов и предложений, равно как и переписывание текста с доски.

         Ни в коем случае не давайте ребенку понять, что он плохо справляется с прописью. Лучше скажите – «Отличный результат, у меня поначалу выходило гораздо хуже. 

         Давай поспорим, что уже через две недели, если будешь стараться, ты будешь писать, точь в точь, как ваша учительница Марья Ивановна?»

         Ваше одобрение, также как и осознание его собственных успехов, очень важны для младшего школьника.

         Вторым по сложности предметом, в зависимости от наклонностей ребенка и уровня подготовки, будет либо математика, либо чтение.

         Если ваш малыш уже в шесть лет читал без проблем, скорее ему понадобится помощь с математикой.

         При чтении же важно помнить, что продолжительность непрерывного чтения в 7-9 лет не должна превышать10-15 минут.

Эффективность работы маленького школьника также подвержена суточному режиму, как и рабочий день взрослого человека. Установлено, что первый урок приходится на процесс врабатывания в учебный процесс, второй урок – пик работоспособности. Высокое напряжение умственных сил ученика начальных классов не бывает долгим, и уже к третьему уроку работоспособность падает, а на четвертый урок остается минимум внутренних резервов.

 

Залог успеха.

 

         После прихода домой ребенок должен съесть горячий обед и отдохнуть после занятий. Домашние задания лучше всего делать в период 15-16 часов. Нельзя садиться за уроки сразу – ребенок не успевает                            отдохнуть, на нервную систему поступает очередная лишняя нагрузка, а работоспособность к этому времени, как вы помните, падает, будет стремиться к нулю.

         Нельзя переносить их и на вечер – уроки требуют аккуратности и усидчивости, уставший же школьник будет допускать помарки и описки, еще больше утомляться, сидеть над заданием намного дольше, чем в                          дневное время, чаще отвлекаться или же делать кое-как.

         Каждые 15 минут нужно менять позу, каждые 30 – делать маленький перерыв, физкультминутку. Это не только укрепляет здоровье, но и восстанавливает работоспособность, помогает сбросить нервное                              напряжение и отдаляет усталость.

Не стоит выполнять задания «кавалерийским способом» - с самых сложных предметов. Помните о периоде врабатывания! Начинать нужно с несложных и непродолжительных по времени заданий, быстрое их выполнение заставит ребенка убедиться в собственных силах. После этого нужно переходить к более сложным, ну а последним, на спаде общей работоспособности, сделать еще одно легкое задание. Тогда ребенок будет вставать из-за стола не в подавленном настроении, а с уверенностью в том, что ему легко дается учеба.


Удачи вам в воспитании ваших детей!

Сайт управляется системой uCoz